19 октября 2016 года в городе Уфа в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы прошел межрегиональный  семинар-совещание  «История России в региональном аспекте: проблемы и пути их решения».

Организаторами семинара являются БГПУ им. М. Акмуллы, Государственный академический университет гуманитарных наук Института всеобщей истории РАН (ГАУГН) при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В работе  семинара  приняли  участие  представители высших учебных заведений из 4 субъектов РФ: г. Москвы (ГАУГН), г. Челябинска (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Южно-Уральский государственный гуманитарный педагогический университет), г. Перми (Пермский государственный гуманитарный педагогический университет), а также преподаватели Института исторического и правового образования БГПУ им. М. Акмуллы, Института стратегических исследований (г.Уфа); педагогические работники образовательных организаций гг. Бирска, Туймазы, Стерлитамака, Уфы, Апастовского района Республики Татарстан, Абзелиловского, Благоварского, Учалинского районов Республики Башкортостан. На семинаре-совещании обсуждены методологические подходы в преподавании региональной истории, учебно-методическое обеспечение по региональной истории.

Учителя истории и обществознания Учалинского района приняли самое активное участие в работе семинара.

На пленарной части семинара были представлены разработанные в субъектах Российской Федерации модели изучения в образовательных организациях  регионального  компонента истории России. Доклад учителя, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 10 Сергеевой Екатерины Александровны «Системно-деятельностный подход как основа формирования личностных и предметных результатов в преподавании региональной истории» был заслушан на пленарном заседании наравне с выступлениями представителей вузов. В докладе был предоставлен опыт реализации регионального компонента на уроках истории на основе работы учителя с учебным пособием по региональной истории: «Россия-Башкортостан: общность исторических судеб» в соответствии с требованиями ФГОС и Историко-культурного стандарта.

Участники круглого стола «История страны и история регионов: общее и особенное (методологические проблемы в преподавании региональной истории)» обсудили подходы к преподаванию и изучению региональной истории в условиях многоуровневого представления культурно-исторического наследия Российского государства и населяющих его народов, а также проблемы изучения региональной истории в контексте введения Историко-культурного стандарта. В докладе учителя МБОУ БЛ № 1 Ахмедьяновой Алины Халиловны «Педагогический и философско-исторический подходы к проектированию новой модели учебно-методического комплекса по региональной истории в условиях поликультурного социума» был предоставлен опыт преподавания регионального компонента с учетом культурно-исторических аспектов учащихся разных национальностей и определены педагогический и философско-исторический подходы формирования учебно-методического комплекса по региональной истории в рамках поликультурного образовательного пространства. Шагиев Фанур Фанитович (учитель МБОУ СОШ с. Комсомольск) в своем докладе «История России и история Башкортостана: общие проблемы преподавания и пути их решения» обозначил общие проблемы преподавания региональной истории в контексте истории России и предложил отразить в новом учебном пособии по региональной истории некоторые малоизвестные и малоизученные, но важные для изучения факты истории Башкортостана.

Участники круглого стола «Системно-деятельностный подход в преподавании региональной истории» обсудили вариативные формы реализации системно-деятельностного подхода в преподавании региональной истории в условиях введения Историко-культурного стандарта. В своем докладе Галимова Расиля Ахмадиевна (МБОУ СОШ № 6 с. Миндяк) «Школьное краеведение как способ реализации системно-деятельностного подхода в преподавании истории» показала важность школьного краеведения, которое способствует социализации учащихся и помогает воспитывать гражданина, патриота Родины. Тему школьного краеведения как важного фактора реализации системно-деятельностного подхода в преподавании региональной истории в своем докладе «Реализация системно-деятельностного подхода в историческом краеведении» продолжила учитель МБОУ лицей № 3 Даянова Аймара Фатиховна.

Выступления учителей истории и обществознания Учалинского района на семинаре-совещании вызвали живой интерес и дискуссию по предложенным формам работы в преподавании региональной истории.