Сегодня, 10 декабря 2018 года,  традиционно на базе МБОУ СОШ № 10 МР Учалинский район РБ стартовал муниципальный этап республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2019».  На суд экспертов, членов жюри, было представлено конкурсное задание «Мастер – класс».

С 1996 года во втором туре финала конкурса «Учитель года России» обязательно присутствует задание, называемое мастер-класс, где в качестве учеников выступают взрослые — педагоги, называемые современной терминологией «Фокус-группой».       Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком. Большое жюри с удовольствием несколько дней наблюдает и оценивает это действо, в котором учитель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить ими взрослых .

Сейчас веянием времени предполагается новый формат мастер-класса: показать выход преподаваемого предмета на метауровень, на уровень общекультурных  и мировоззренческих обобщений. Эта задача, конечно, требует другое педагогическое мышление, но, как говорят: дорогу осилит идущий.

                           В чем смысл конкурсного задания «Мастер-класс»

Мастера своего дела, педагоги и воспитатели, делятся с какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс — это передача действующей технологии!

Ведущие мастер-классы делятся некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков.

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.

Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю — вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

– Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

Сегодня продемонстрировали мастер – классы шесть учителей – конкурсантов.

      Лилия Гайфулловна Газизова, учитель Башкирского лицея №1,делилась мастерством выработки у учащихся скорочтения, методикой развития не только скорости , но и внимательного чтения.

Молодой педагог МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Ж.Г.Сунагатуллина с.Имангулово Денис Талгатович Гильманов обозначил  проведение конкурсного задания девизом : «Я пришел в мир, чтобы не соглашаться.» По его мнению, каждый обучающийся на уроке башкирской литературы должен руководствоваться тремя китами: «Мысль. Мнение. Взгляд.»

Учитель английского и немецкого языков МБОУ Башкирская гимназия с.Учалы  Лилия Жамилевна Хакимова в представлении мастер –класса обозначила животрепещущую актуальную проблему преподавания иностранного языка одновременно в разновозрастных группах. Учитель поделилась игровой технологией обучения английскому языку  для обучающихся 2,4 классов.

Руководитель МБОУ СОШ №7 Камиль Кабирович Шугаюпов, учитель истории, провел мастер – класс по теме : «Кластер как метод изучения тем по истории.» Учитель убедил присутствующих, что данная метода развивает аналитико – синтетическое, самостоятельное, критическое мышление. Использование кластера на различных этапах урока стимулирует интеллектуальное развитие обучающихся.

Также конкурсное задание продемонстрировали учителя — филологи  МБОУ СОШ с.Комсомольск  Аниса Наримановна Рахматуллина   и  МБОУ ООШ д.Курама  Дина Ураловна Баязитова.